Макросъемка цифровой фотокамерой
Цифровые фотоаппараты позволяют даже новичкам реализовать на практике великолепные возможности режима макросъемки. Большинство цифровых камер в режиме «макро» в состоянии производить съемку с близких расстояний, вплоть до 1-5 см. Поэтому фотограф может запечатлеть достаточно крупным планом мелкие объекты — цветы, насекомых, монеты…
Съемка с очень близкого расстояния — это один из эффектных творческих приемов даже для начинающего фотолюбителя. Немного опыта, немного терпения — и вы получите разнообразные по тематике и весьма эффектные изображения. Внимательно вглядевшись в мир природы с близкого расстояния, можно запечатлеть необычные сцены, с тонко проработанными деталями и сочной фактурой объектов. Такие снимки обычно вызывают у зрителей огромный интерес.
В фотографии различают съемку общим, средним и крупным планами. Общий план подойдет, например, при работе над пейзажем, средний — это, скажем, съемка человека в полный рост, а крупным планом обычно делаются портреты. Реже применяется, так сказать, особо крупный план, распространенный в первую очередь в кинематографе. Он позволяет запечатлеть отдельные части лица, чаще всего — глаза. Съемку еще более крупным планом относят к макросъемке. В этом случае объект снимается почти в натуральную величину, то есть линейный размер оптического изображения близок к линейному размеру предмета. При этом на отпечатке, сделанном, конечно, с увеличением, можно увидеть значительно больше деталей, чем при наблюдении за объектом с обычного расстояния. Оптимальной принято считать дистанцию, равную в среднем 250 мм.
Чтобы еще более четко представить себе, что же такое макросъемка, обратимся к понятию «масштаб изображения». Под масштабом понимают отношение линейного размера оптического изображения объекта в фокальной плоскости фотоаппарата (то есть на фотопленке обычной камеры или на светочувствительной матрице цифровой модели) к реальным размерам предмета. Это соотношение называют также линейным увеличением. А макросъемкой считают вид съемки, при которой масштаб получаемых изображений на фотоматериале лежит в пределах от 1:10 до 5:1 (как утверждается в классической энциклопедии «Фотокинотехника» под редакцией Е. А. Иофиса, 1981 г.). Масштаб распечатанной картинки (отпечатка) возрастает на коэффициент увеличения при печати. Это означает, что если исходный масштаб изображения близок к единице, то на отпечатке мы рассматриваем объект как бы через увеличительное стекло. Поэтому в данном случае обычно видны те детали объектов, которые трудно заметить в обычных условиях.
Преимущества «цифры» для макросъемки
Для съемки особо крупным планом цифровая фотокамера, несомненно, подойдет. Большинство моделей обычно оснащено специальным режимом, который позволяет выполнять съемку укрупненным планом (с расстояния несколько сантиметров) без специальных приспособлений. Отдельные фотокамеры имеют даже два поддиапазона — «макро» и «супермакро». Однако чаще всего модели располагают только вариантом «макро». Тем не менее некоторые из них позволяют фотографировать с расстояния вплоть до 1-2 см. Правда, не очень многие камеры обеспечивают минимальную дистанцию фокусировки в пределах до 1 см. Это, например, Nikon Coolpix 5400, FujiFilm FinePix S602Z, FujiFilm FinePix S7000, Ricoh Caplio RR1, Ricoh Caplio RR30 и Ricoh Caplio G3. Некоторые модели от Nikon Olympus и Pentax позволяют фотографировать с расстояния 2 см. Минимальное расстояние съемки для подавляющего количества моделей в режиме макросъемки составляет от 5 до 20 см. При этом можно отметить, что для камер любительского класса минимальная дистанция фокусировки находится преимущественно в пределах 10-20 см, для аппаратов среднего класса — 5-10 см, а у полупрофессиональных камер это значение часто менее 5 см.
Технически макросъемка с помощью цифровой камеры достаточно проста: нажатие специальной кнопки (с пиктограммой, напоминающей силуэтное изображение тюльпана) переводит фотокамеру в режим макросъемки. Это позволяет фотографировать с близкого расстояния без перестройки оптической системы камеры и без применения дополнительных приспособлений. Для увеличения масштаба съемки в некоторых моделях фотокамер все же предусмотрено использование дополнительной оптической насадки, навинчивающейся на оправу объектива.
Размер светочувствительной матрицы фотокамеры среднего класса со встроенным объективом составляет, как правило, 1/1,8 или 2/3 дюйма. Реально это означает, что в «полный рост» можно запечатлеть небольших насекомых (пчелу, жучка, шмеля), а также мелких предметов, например, ювелирных украшений, монет, значков и т. п. В менее крупном масштабе получится сфотографировать цветы, детали предметов быта или отдельные части лица.
Максимальный масштаб изображения для цифровой камеры не превышает 1:2,5-1:3. Для форм-фактора светочувствительной матрицы 1/1,8 дюйма (распространенный размер для камер среднего класса) размер матрицы по длинной стороне равен около 7,2 мм. Следовательно, при размере отпечатка 15х20 коэффициент увеличения равен приблизительно около 28 крат, а масштаб изображения составит около 11:1-9:1. Иными словами, достижимо увеличение объекта съемки до 10 крат на отпечатке при умеренном его формате.
Следует упомянуть еще об одной особенности макросъемки цифровой фотокамерой — большой глубине резкости. При макросъемке традиционной аналоговой фотокамерой глубина резкости обычно мала. Это обусловлено значительной величиной фокусного расстояния объектива. И чем оно больше (что предпочтительно при крупноплановой съемке), тем меньше глубина резкости, точнее, глубина резко изображаемого пространства. Известно, что существуют обратная квадратичная зависимость глубины резко изображаемого пространства от фокусного расстояния и линейная зависимость от расстояния до объекта съемки. Таким образом, при равном масштабе съемки большая глубина резкости обеспечивается короткофокусными объективами. Фокусное расстояние объективов цифровых фотоаппаратов в несколько раз меньше, чем у пленочных. Поэтому глубина резко изображаемого пространства при равном масштабе съемки больше в несколько крат. (Для удобства пользователей реальное значение фокусного расстояния объективов цифровых аппаратов часто приводится к эквивалентному фокусному расстоянию для объектива узкопленочной камеры).
(с) Борис Семенов